Отправлено: 01.06.07 19:08. Заголовок: Бардовский рок Александра Башлачева
... Однажды Его спросили: -А как Вас можно назвать? и Он ответил: -... Я - человек поющий. Есть человек... рисующий, есть летающий, есть плавающий. Вот я - поющий, с гитарой.
Из интервью Александра Башлачёва Андрею Кнышеву (11 мая 1986)
Первый раз по-настоящему обстоятельный разговор с Сашей Башлачевым был у редакции РИО весной прошлого года. Потом наши пути пересекались довольно часто, и этот разговор все продолжался и трансформировался, уходя от примитивной первоначальной схемы "как ты относишься к...". Однако печатать его мы не решались: все думалось, вот, еще разок встретимся, уточним то, обсудим это, разберемся с тем-то и тем-то... Разобрались... По-прежнему неясно, как на бумаге передать его уникальную речь с ее интонационными нюансами, игрой слов, вернее, игрой внутри слова, с очень необычными метафорами, парадоксальными сравнениями и, вообще, всем ее образным строем? Впрочем, пусть все останется как есть, как зафиксировал эти беседы карманный плэйерок, бесстрастный хранитель нашей памяти.
АЛЕКСАНДР БАШЛАЧЕВ: "КОРНИ ВСЕГДА ОСТАЮТСя В ЗЕМЛЕ"
РИО: Саша, насколько я знаю, ты тоже был журналистом - мне попадались в Череповецких газетах твои статьи о РОК-СЕНТяБРЕ... АБ: Да, это моя последняя профессия - перед тем как я, оставив все это дело, пришел за наукой в Питер. РИО: Что (или кто) тебя к этому подтолкнуло? АБ: А Троицкий посоветовал. РИО: Честно говоря, именно от него я и услышал впервые твое имя - это было весной года три назад... АБ: В общем-то, мы как раз тогда и встретились с ним в Череповце. РИО: Кстати, в этом городе раньше была очень мощная рок-сцена. Ты не был с ней связан? АБ: Да, город очень музыкальый, и я был связан с музыкой, но больше как наблюдатель. я не играл ни в одной группе, но общался с ребятами... РИО: А ты бы хотел сейчас играть с группой? АБ: Видишь ли, сейчас у меня гитара составляет группу. Если бы я играл с группой, я бы освободился от гитары, но при одном условии: чтобы группа давала мне такой же драйв, какой дает мне гитара. РИО: С кем именно хотел бы ты играть? АБ: Со всеми хотел бы. Например, с Курехиным. РИО: Ну, это вполне осуществимо, и, что важно, позволило бы выйти за рамки формы... АБ: Здесь вопрос надо немного не так сформулировать: я хотел бы играть со всеми, но играл бы я. я мог бы войти в состав любой группы (допустим, на концерте), но это совсем другая игра... РИО: Кого бы ты мог назвать из тех, кто работает в близком к тебе направлении? АБ: А, собственно, что такое направление? я не знаю своего направления - ведь направление как жизнь - его не выбирают. Вот, в Новосибирске я слышал группу КАЛИНОВ МОСТ, знаешь ее? РИО: Ну да. АБ: Так вот, эта группа по формам очень близка мне. Но я бы не сказал, что она близка мне по какому-то направлению... Что-то у нас не сходится. РИО: А со Славкой Задерием играть не пробовал? АБ: У него своя группа... РИО: А тебе кто, вообще, нужен: аккомпаниаторы или личности? АБ: Разумеется, чтобы сами могли работать. т.е. не настолько глупые, чтобы им все обьяснять на каждом шагу... Видишь ли, есть несколько типов групп. БИТЛЗ - это определенный тип группы, СТОУНЗ - тоже, но совсем другой. Есть такой тип, как ДОРЗ, я считаю, это идеал группы. Но в каждом из них - свои особенные отношения. Как нет двух совершенно одинаковых слов... И какой должна быть моя группа, я прекрасно себе представляю... Хотя практически никогда не играл на сцене. РИО: Так с чего же для тебя начался рок? АБ: Сначала надо определить, что такое рок. "Что такое миф?" Некоторые полагают, что слово "рок" - это слияние разных мифов... РИО: ...только поданных в современном изложении? АБ: Да, я тоже так считаю. И начинался он... по-разному. РИО: Ну, хорошо. Есть, например, теория, согласно которой первым советским рокером был Высоцкий. (Мы тоже такого мнения придерживаемся). Он для нас вовсе не то, что Пресли или Дилан для американцев - единственно, что фигуры одного масштаба, но у нас своя музыка. и он всему этому придал новый смысл. Человек, которого можно боготворить... АБ: А что, у кого-то есть другая точка зрения? РИО: Кого любишь слушать (если слушаешь вообще)? АБ: Как что слушаю? РИО: Ну, что нравится, что можешь слушать в любое время? АБ: А-а-а. Люблю АКВАРИУМ. Просто не представляю ситуацию, в которой он может помешать. Когда-то, году в 1981 случилось так (волею судеб, как говорится), что я услышал две песни - "Ты дрянь" и "Железнодорожную воду". И мне сказали, что это все АКВАРИУМ. Понимаешь? И эти две песни не были для меня чем-то разным. я считал, что это одна группа. РИО: Пожалуй, с некоторым допущением можно было и у нас предполагать в те годы, что эти песни написал один человек. АБ: И с тех пор АКВАРИУМ мне не помешает никогда. РИО: Слушай, а был какой-то толчок, первопричина того, что ты начал петь? АБ: я вообще не думаю, что существуют какие-то разумные объяснения того как это происходит... РИО: Отсчетный пункт? Первая песня? Первое стихотворение? Или это все было в глубине себя, не выходило на поверхность... АБ: Скорее всего. я искал для себя более тесного общения. Понимаешь? РИО: А как тебе кажется, существует ли русский рок? Именно русский, со своим, идущим из древности, поэтическим словом, со своим языком? Веришь ли ты в него? АБ: Верить в то, что существует, нельзя. И, потом, слово "русский" здесь очень неточно: что именно - российский? Советский? Понимаешь, как трудно определить само слово "рок", так же трудно подобрать правильный эпитет. А отсюда нельзя понять, о чем мы говорим... РИО: Давай подойдем с другой стороны. Существует ли у нас аналог того, что, скажем, в Англии называют роком? АБ: Знаешь, давай оставим всю эту путаницу с терминологией и просто договоримся, что мы друг друга понимаем. В Англии и Америке рок-н-ролл это дерзкий удел одиночки, а русский рок-н-ролл предполагает партнера... Если рок-н-ролл - мужского рода, то партнер должен быть женского. Понимаешь? Когда я выступаю, у меня есть некий оппонент - публика, кстати, именно женского рода (раз уж мы говорим на уровне лексики русского языка). И с этой публикой происходит диалог... Вообще тут такая штука: рок-н-ролл американский все равно не мыслим без партнера. Если музыкант не воспринимает публику - тогда он играет сам с собой. Внутри себя - с собой. На сцене - с публикой... Что интересно: если взять западный рок-н-ролл и русский, то тут может подойти такое сравнение. Смотри: у них собор венчает шпиль, на котором крест. Шпиль, казалось бы, и говорит об игре (между прочим, "spiel" по-немецки "игра"! - ред.). А у нас существует купол. Как голова. Ёто что означает? Что люди, которые не уверены в своей победе, т.е. в неком шпиле, они магическим образом воздвигают купол, чтобы убедить себя, что они победят. Понимаешь, что я хочу сказать? Люди делают шпиль, но они пролетают, потому что в действительности оказывается, что они верят не в себя. А неуверенные люди (не то, чтобы неуверенные - просто они иначе играют) заранее ставят себе цель в виде купола, и это означает только одно: они готовы обрести реальность в войне, в игре, в работе... Вот в этом и есть большая разница между Россией и Западом. РИО: Саша, вопрос с точки зрения филологии: есть ощущение, что у тебя слово существует как бы само по себе, вне контекста, т.е. оно вмещает в себя гораздо больше, чем оно представляет из себя "внешне", как если бы за скромным фасадом прячется огромный дом... У тебя постоянные ссылки на внутреннюю структуру слова. АБ: Видишь ли, мы ведем разговор на разных уровнях - ты на уровне синтаксиса, а я на уровне синтаксиса как-то уже перестал мыслить, я мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии: корней, уффиксов, приставок. Все происходит из корня. Понимаешь? Вот, недавно одна моя знакомая сдавала зачет по атеизму. Перед ней стоял такой вопрос: "Основная религия". я ей сказал: "Ты не мудри. Скажи им, что существует Имя Имен (если помнишь, у меня есть песня по этому поводу). Ёто Имя Имен можно представить как некий корень, которым является буддизм, суффиксом у него является ислам, окончанием - христианство, а приставки - идиш, ересь и современный модерн. Понимаешь? я вот так, примерно, мыслю - на уровне морфем, а ты - на уровне синтаксиса спрашиваешь. я не могу тебе дать ответ, потому что весь синтаксис в твоей голове. У меня тоже, но я не могу. РИО: Если дело в этом, то как в таком случае ты относишься к тому, что твои тексты "снимают" с пленок и перепечатывают? Есть даже самиздатовский сборник. АБ: Понимаешь, тут такая штука. С одной стороны, может, стоит напечатать тексты и подсчитать в них... гласные и согласные, а с другой... Если бы кто-то отнесся к этому творчески (как человек, участвующий в группе, но не музыкант), как некий филолог, он просто совершил бы произвольное членение, а любая фиксация так или иначе неточна. я сейчас разговариваю на языке твоего плэйера. Возникает дискретность. Понимаешь? Можно членить эти слова на кодовые приставки: не просто сплошным рядом печатать, а подразделять, разбить каким-то образом. Ёто творческий подход. РИО: Видимо. автор тоже должен в этом участвовать... АБ: Согласен. Наверное. Но я этим не занимаюсь. И не хотел бы - боюсь. РИО: Боишься? АБ: я бы сказал, не стоит. Самому мне не стоит. Может, это позиция эгоиста но я не хотел бы этого делать. РИО: Тогда это неизбежно сделает кто-то другой и вольно или невольно даст иное толкование. АБ: Ради Бога. Сразу станет ясно, у кого какой интерес: к Слову или так, к общему потоку. Ёто только кажется, что существует контекст слов, на самом деле речь идет о контексте корней. РИО: Слово как корень? АБ: Да-да-да! Возьми хотя бы название города - Питер. В моей голове оно читается П и и т е р. Постоянно. Помнишь: "Пиитер, я - поэт..." Но это слово для меня связано не с пиететом, а с корнем "пить". Ёто гораздо проще. я, в основном, стараюсь идти к старым корням. я глубоко убежден, что любой город хранит в себе свою древнюю географию. Люди ее не поминят, но она есть. Ёто очень важно. В одном месте была березовая роща, в другом рос столетний дуб, еще в каком-то была топь. И они естественным образом связаны с нашим временем. Ёта нить - что называется, связь времен - никогда не рвалась. Скажем, где была топь, там никогда не построят храм. Через 200 лет на месте березовой рощи - спокойный район, а где была топь - наоборот, опасный так или иначе. А где был дуб - срубили его и построили храм. Самое главное, когда лес рубят, его рубят на корню, т.е. корни всегда остаются в земле. Они могут тлеть сотни лет, могут смешаться с землей, но они о с т а л и с ь - корни этих деревьев. По моему убеждению, это не может не влиять на весь ход последующих событий. Главное - корни. Вот если лес вырублен, то все корни выкорчеваны должны быть... А ствол и листья - это, собственно, объедки дерева. РИО: А как ты пишешь свои песни? АБ: Они возникают из совокупности событий, которые я не могу так вот просто перечислить. Но я знаю их и просто принимаю к сведению. В песне можно рассказать самому себе о себе все, как есть на самом деле. По этому поводу вот, что могу сказать. Мне приходится много путешествовать автостопом. И в любой квартире я обнаруживаю, что человек, который так или иначе живет в Своем Доме, занимается искусством интерьера по образу и подобию... У человека может быть мания его величества, ее величества, чьего угодно... В общем, я хотел сказать, что единственное искусство (само по себе это слово я просто ненавижу) живо только на кухне. Кухня не терпит лишних предметов. Бывают прекрасные кухни, просто удивительные, а зайдешь в комнату, и видишь, что она вне хозяина, чужая. РИО: Вот, ты говоришь, что видел много городов - как ты относишься к Москве? АБ: Москва... там невозможно просто гулять. Для этого нужно очень хорошо знать Москву: проехать три остановки на метро, потом две автобусом и только потом можно выйти и сказать: "я начинаю гулять". я в Москве исходил пешком очень много. А если говорить о корнях Москвы, то у нее корень "кау" (так же, как и в Каунасе, где на гербе бык). Москва - корова. Точно так же, как Вологда - от корня "влага", дословно обозначает "богатырский водохлеб". Волга - то же самое... О Питере мы уже говорили... РИО: И поэтому ты перебрался в Ленинград... АБ: Да. Видишь ли, в Москве, может быть, и можно жить, а в Ленинграде с т о и т жить.
Вопросы задает Дж.Стингрей (перевод Б.Г.). Лето 1986 года.
- Что ты делал, когда был моложе? - Когда мне было 3 года, я написал первое стихотворение. Вот я с тех пор продолжал писать. Есть вещи, которые можно не писать, а есть вещи, которые нельзя не писать. - Каким образом люди знакомятся с твоими вещами, ты из как-то записываешь? - Нет. я пою для друзей, там, куда меня позовут. Ну, а другом я считаю любого человека, который меня понимает и, я думаю, что друзей все больше... - Ты что-нибудь записываешь? - Нет. я никогда ничего не писал. - О чем же ты, собственно, поешь? - О чем... Ну как?.. Russian soul. (Русская душа) О чем?.. О себе!!! О себе, в основном пою. То, что внутри (то, что хочу, то и могу петь)? - У тебя есть влияния русских или западных поэтов, как ты считаешь? - Как я считаю?.. я думаю, что все что мы есть - это, так или иначе, клубок каких-то влияний. Влияние любви... Там, где есть любовь... Ну, не зря же люди жили... скажем так... Ёто влияет на меня - я (или и) на тысячи и миллионы. - Что, ты думаешь, люди будут испытывать, когда будут слушать это дело, не зная языка? Будут ли они чувствовать? (что-то об американском TV) - я думаю, что поймут. я хорошо понимаю англоязычную народную музыку.я знаю, о чем там поется и у нас один и тот же корень... я считаю, что корень один и тот же. Все дело... в корне. - У тебя есть какие-либо планы на будущее (надежды)? - Конечно. У меня не только надежда, у меня есть еще что играть и буду. - Ты женат? Ты никогда не был женат? - Нет. - А ты любишь? - Любил, люблю и буду любить. - (что-то о цели)? - Но цели у меня нет. Какая может быть цель? Потому что любая конкретная цель, она предполагает, что человек должен ее немедленно достигнуть, поэтому он начинает бежать, не замечая ничего вокруг себя. - Ты хотел бы стать официальным поэтом? - Нет. Ну, что значит стать официальным поэтом?.. я был бы рад, если бы мои песни, скажем, записала фирма "Мелодия". То, что я делаю... Почему бы и нет. Ёто означало бы какую-то перемену в том, что вокруг нас, но я не верю в это, а в той ситуации, которая есть, я не хотел бы стать официальным поэтом.
(что-то о предоставившейся ситуации выступить по американскому TV) - Что бы ты хотел сказать? - Не знаю... сложно это... Да нет... Мы все живые люди, в общем, не знаю, это сложный вопрос. я знаю, что и там нашлись бы люди, которые меня поняли. Там бы нашлись у меня и друзья. Америка - это очень далеко, и я туда никогда не попаду. я рад, что живу в России и дай Бог мне здесь умереть. Здесь очень весело. - Тебе нравится, хотелось бы путешествовать? - Да. я и путешествую. Конечно, хотелось бы... посмотреть... конечно. - Представь здесь сейчас друзей. О чем ты хочешь с ними поговорить в первую очередь? - О том, что болит.
если на том сайте ссылка лагает то вон там... http://www.bashlachev.ru/audio/ ) надеюсь найдешь то что именно тя заинтересует и может еще что-то захочешь ) от себя рекомендую Время колокольчиков... и Ванюшу... про сына Саши Башлачева...
11 мая 1986 года для передачи "Веселые ребята" на проспекте Калинина ТВ снимала материал с участием А. Башлачева. Передача вышла в эфир в декабре, отенятый в этот день материал в нее не вошел, Ч по неофициальной информации, благодаря спетому Сашей " Времени колокольчиков". Материал смыт, интервью подготовлено к публикации по сохранившемуся подстрочнику. С А. Башлачевым беседует А. Кнышев.
К. Глядя на Вас, трудно сказать, что Вы тяготеете к западной эстраде, к западной музыкеЕ Б. Видите ли, наш учитель Козьма Прутков учил нас Ч зри в корень. И вот, если зреть в корень, то корень рок-музыки Ч это корень человеческой души. И мы в свое время не поняли, что запутались в рукавах чужой формы. я просто хочу сказать, что надо искать корень своей души. Каждый должен поискать корень своей души. Мы живем на русской земле, и мы должны искать корень свой, русский. И он даст ствол, а ствол даст ветви, а к ветвям подойдет музыкант. Он ветвь срежет, из коры сделает дудочку и будет на ней играть, а саму ветвь использует в качестве розги, скажем так, вицы. И вот будет он этой вицей сечь, а люди боятся, когда их секут, им больно. Они понимают, что секут не для того, чтобы сечь, а для того, чтобы высечь. А высечь можно искру из человека, если его сечь. К.: Вы высекаете? Б.: А Вы как думаете? Давайте, я Вам лучше спою. К.: Давайте. Б.: Знаете, есть такая пословица: "Простота хуже воровства". я понимаю эту пословицу так, что, если ты не обрел в себе какой-то корень, то лучше сначала попробовать на себя чужую форму. Потому, что твоя простота никому не нужна, ты ничего не скажешь, если ты пуст. А вот уже потом нужно переодеваться. И когда мы переодеваемся, уже нужно видеть, что мы в своей форме, в своих рубахах, в своихЕ в том, что есть. Своя рубашка ближе к телу. К.: Как Вас принимают? Б.: Меня принимают? я не играю в залах, я не играю больших концертов, я играю тем, кто хочет меня слышать. Тот, кто зовет меня к себе домой, например, соберет двадцать, тридцать, может, и пятьдесят человек, я играю, меня принимают хорошо. Понимаете, самое главное, когда человек скажет:"Ты спел, и мне хочется жить", Ч мне после этого тоже хочется жить. А вот когда человек говорит " Мне не хочется жить", Ч я бессилен. К.: А как Вас можно назвать? Раньше были барды. Как Вы себяЕ Б.: Как я себя величаю? я Ч человек поющий. Есть человек поющий, рисующий, есть летающий, есть плавающий. Вот я Ч поющий, с гитарой. К.: Человек летающий Ч он летает для себя. Б.: И я пою для себя, а как же? Конечно, я пою для себя, это помогает мне жить, делает меня, я расту. К.: Слава Богу, что Вы поете такие песни, которые делают нас. А если бы Вы пели другие песни? Б.: я бы не пел другие песни. Если кто-то поет другие песни, это его вина. Беда скорее, а не вина. А я пою эти песни. А потом, если человек вообще поет песни, пусть они неграмотно сделаны, плохо Ч он поет, даже если это песня Ч это песня, которая не помогает жить, которая ноет. То есть, если мне плохо, и ко мне придет кто-то, кому тоже плохо, нам не станет от этого хорошо. Мне не станет хорошо от того, что кому-то плохо. Мне Ч не станет. Вот. И поэтому нытик разрушает, не создает. Но раз он уже ноет, значит, у него уже болит, значит, он запоет в конце концов. Своей болью запоет он. Когда человек начал петь, это был плач сначала. К.: Вы когда поете, себя со стороны слышите? Б.: Да. К.: Любуетесь собой? Б.: я же слышу, а не вижу. А любоваться можно глазами. Нет, конечно, не любуюсь я собой. я собой редко бываю доволен. Ну, сегодня, может быть, больше чем обычно. К.: Дело критиков Ч подбирать термины, но вы могли бы согласиться, если бы вас назвали представителем русского народного рока? Б.: Конечно, ради Бога, ради Бога. К.: Ётот термин Вы не считаете ругательным? Б.: Замечательный термин. Русский народныйЕ А что, рок всегда народный. Рок Ч это Дух, а Дух Ч это что такое без народа? Что такое народ без Духа? Ёто мы уже видели. К.: Рок не может быть у нас русским народным, так сказатьЕ Б.: я же говорю, что мы путались в рукавах чужой формы очень долго. Мы приняли ее, как свою, а ведь это очень близко все, очень близко, потому, что это плач, а плачут во все времена, во всех странах, и с самого раннего детства. К.: Как Вы думаете, послушав такую песню, в чем могли бы Вас упрекнуть люди? Б.: Они могли бы упрекнуть меня только с том, что они сами не в состоянии спеть такую песню и поэтому не в состоянии оценить ее, полюбить. Люди злятся потому, что не могут объяснить. К.: Так просто? Б.: я думаю, что да. я думаю, что зло всегда бессильно, а бессилие как раз и злит. К.: Не раздражит, не разозлит текст? Б.: Кого конкретно Вы имеете в виду? К.: я имею в виду Ивана Ивановича Иванова из Свердловска, с улицы ёбилейной. Б.: я жил в Свердловске пять лет, мы с Иваном Ивановичем знакомы, я ему пел, и он меня понял. я хочу, я стараюсь, чтобы все поняли. Понимают не все. Значит, я пою для себя и для тех, кто мне близок. Мы говорим Ч как ты относишься к кому-то, предполагая, что уже относимся, и вопрос стоит именно "как?". Если человек далек от меня, у него Ч свой путь, у меня Ч свой. У него свои познания. Но, в принципе, мы идем тем же самым путем, к одному и тому же источнику огня. И если мы вместе, то в каком-то одном месте с ним, и мы поймем друг друга.
Фрагмент из интервью Юрия Шевчука "Нашему радио". 15-16.05.2001. Ночь.
"Саша - это, на мой взгяд, гениальный человек, потому что из поэтов, принадлежащих рок-н-роллу он, конечно, лучше всех, глубже. Не лучше, лучше - не то слово, а глубже всех и как-то максимально художественно глубоко отразил вот те мысли, то мировоззрение, мироощущение того времени, 80-х, которое проецируется и на наши дни, конечно. И человек, слушая его песни, читая его стихи, он будет чувствовать то же, что и мы чувствовали. я не раз говорил, что горд, что мое поколение выдало на-гора вот такого замечательного поэта, как Саша Башлачев. Простите за пафос, но это от души. Е Мы жили с ним в Череповце, я 2 месяца там был, и общались почти каждый день. я помню, как мы читали с ним по ночам Хлебникова, Сашу Черного, Мандельштама, слушали музыку, Гребенщикова того же, всевозможную российскую рок-н-ролльную музыку Е "Россияне", Высоцкий. Ну, то есть, очень много было таких разговоров кухонных, шатаний ночных по городу, бесед. я помню, компания, портвейн - ну, такая, молодежная - рок-н-ролл там играют какой-то, и Саша что-то выпил немного и лбом так подпер окно, а окно уперлось в небо, и он так просто мычал: "Всё не так, всё не то, всё не так, всё не тоЕ" А потом, через 2 года, звонок от Артемия Троицкого, он говорит: "Ты знаешь, у тебя там есть дружок, Саша Башлачев, и он - гений. Он такие песни поет замечательные". Ёто был 84-й год или 85-й. я удивился. А потом мы в 85-м году с Сашей встретились в Питере, и как раз в эти дни произошел первый мой концерт в Питере и первый его. В кочегарке, которую делал Гена Зайцев, Джимми и Фирсов. То, что там записалось, это был фрагмент той ночи, потому что мы немножко попели на сцене, записали это всё, а потом мы перенеслись непосредственно в кочегарку и там уже пели до утра."
ну серьезно... вот если б ты на авик Смешариков поставил - вот тут у меня было бы мега-удивление ) и запомнилось бы... а тут... ну слишком предсказуемо )
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет